Roland TB-303 — немного о многом
:-). Roland TB-303 (transistor bass) был запущен в производство компанией Roland в конце 1982 года вместе с TR-606 Drumatix (transistor rhythm). Отцом самой концепции и соответственно изобретателем системы был инженер фирмы Roland Тадао Кукимото. В то время 303-й был не такой дорогой частью Equipment'a, его цена составляла 215 йен.
Вот так. Загадочно.
Подводя итог.
Выходит и нет тайного смысла.
Что это такое такое, собственно вот. Две маленькие коробочки предназначались для соперничества и замены живого басиста и живого барабанщика, но вполне очевидно, что довольно малое количество музыкантов использовали TB-303 и TR-606 по их прямому назначению, так как машина никогда не могла заменить «живых» инструментов. Звук TB-303 и TR-606 не очень походил на звук «живого» баса и барабанной установки, к тому же музыканты не хотели тратить время на программирование машин. После того как многие отказались от TB-303, Roland остановил выпуск через 18 месяцев после его начала. За это время в общей сложности было выпущено 20000 штук TB-303 и, возможно, мир никогда бы не узнал бы кислотных звуков, если бы не чистая случайность...
Головоломка решена. Как мы будем решать этот вопрос.
Загадка решена.
=).
Загадочно.
Таков итог.
Выходит и нет тайного смысла. Ответ найден. Перерождение 303-го произошло в 1987 году, когда Dj-еи (многие утверждают, что это был DJ Pierre) выносили идею вращать реки изменения параметров звука во время игры. Таким образом, Acid House обязан своим рождением Roland TB-303. После этого спрос на Roland TB-303 начал расти в космических масштабах и продолжает расти по сей день.
Следовательно.
Суть в этом. Следовательно.
Мы знаем, что.
Факт в том. В те далекие 80е годы музыканты, диджеи уже экспериментировали с электронной музыкой, при чем это уже не была New Wave — это была именно Электронная музыка. В 1985 году DJ Frankie Knuckles пытался сделать что-то новое, работая с диско и соул. И у него получилось. Получилось то, что теперь известно и наболее играемо во всех клубах мира — хаус (House). Название это направление получило от имени клуба, где впервые играли эти эксперименты — назывался клуб Warehouse. Но музыка эта постепенно стала популярной и коммерческой, многие диджеи были в отчаянии и искали что-то новое, чтобы вернуть хаусу статус андеграунда. И нашли, точнее нашел один человек, который 7 (!!!) лет спустя нашел-таки истинное предназначение для не прижившегося синтезатора. Он случайно попробовал покрутить ручки (какие именно, смотрите на фотографии) во время игры 303 — вот оно рождение Acid-House или кислотного хауса! Почему кислотный не знает никто. Возможно есть связь с различными синтетическими наркотиками, типа XTC (экстази по-нашему). Да, пришло время назвать имя этого великого человека — DJ Pierre. Именно он стал одной из причин появления маек с улыбающейся рожицей, нарко-тусовок, невероятных лазерных шоу, шуршащих, скрипящих, раздражающих и радующих звуков, которые так любят сегодня не только музыканты, но миллионы людей во всем мире.
Ответ на вопрос очевиден.
Вот собственно всё по этому поводу.
Подитоживая.
Нельзя пренебрегать значимостью данного вопроса.
Но давайте вернемся к нашему обьекту внимания. Естесссственно, цены на него невероятно возросли, и хотя сейчас есть множество программных эмуляторов 303, этот культовый синтезатор хотят заполучить много людей. Он уже есть у 808 State, The Aphex Twin, Coldcut, Future Sound Of London, The Grid, A Guy Called Gerald, LFO, Moby, Mushroom / Massive Attack, The ORB, Orbital, The Prodigy, и у многих-многих других.
Вот так.
Продолжение следует.
Суть в этом. Идем далее.
Получен интересный результат.
Продоолжая начатое. Уникальный звук Roland TB-303 Bass Line
Итог очевиден.
Выходит и нет тайного смысла. Ответ очевиден. Звук, извлекаемый из ТВ-303, невозможно сымитировать ни на одном другом синтезаторе (за исключением Roland SH-101). Многие люди утверждают, что разницы между ТВ-303 и Deep Bass Nine нет никакой, и, делая Acid-трек, они используют схожую по характеристикам вещь. Но я уверяю вас, что все они совершенно неправы. Лучше ТВ-303 может быть только два ТВ-303. Вот несколько поводов считать эту машину уникальной и не имеющей аналогов.
Реалии таковы.
Получен интересный результат. Имеем.
Таково заключение. Итак.
Таков результат.
Кроме того. Accent:
Выходит, парадокса и нет.
Известно. Accent, по моему мнению, - самая важная часть ТВ-303. Благодаря ей басовую линию можно сделать отрывистой и хлопающей. Почему? Да потому что это комплексное включение: Accent не создает волны и не изменяет параметры звука, что делает достаточно простым распределение VCF и VCA по отдельным дорожкам. В первую очередь производится акцентирование каждой отдельной ноты, причем загрузку можно осуществлять дважды. Для этого контрольным реком акцентирования является VCA. И еще - выход волны акцентированной ноты намного сильнее, чем обычной. Если акцентированные ноты начали играть и Accent Knob сведен к нулю, вы не услышите, например «WAOuw» , звук скорее будет похож на «UW». Это время выхода волны фиксировано, и его нельзя контролировать.
Кроме того.
Откроем смысл.
Из этого следует.
:-). Если акцентирование полностью закончено, вы можете, вращая по часовой стрелке VCA, сделать контроллер-звук намного жирнее обычного «WAOuw». Этим же контроллером можно наложить фильтр на каждую ноту. Другими словами, вы можете применить Cut Off/Frequency на нужном уровне басовой линии, а затем аналогичным способом вернуть все показатели в исходное положение.
=). Дальше интереснее.
Имеем результат. Собственно.
Нельзя пренебрегать значимостью данного вопроса. Так выходит.
Выходит, парадокса и нет. Как мы будем решать этот вопрос.
Такова суть. Дальше больше.
Головоломка в том.
Откроем занавес. Slide:
Итак. Slide TB-303 уникален, как и сам TB-303. Здесь используется вызов постоянного слайдера, а это значит, что в одно время он берет слайд с «C-1» до «C-3» и в этот же момент берет слайд с «C-1» до «C#1»! При помощи слайдера можно сделать несколько прыгучих басовых линий, которые просто нереально сделать на других синтезаторах.
Вот собственно всё по этому поводу. Подводя итог.
Тайна раскрыта.
Такова суть. Откроем суть. Если одна нота скользит на другую ноту, слайдер начинает работать только после смены первой ноты и заканчивается только перед началом следующей. Многие утверждают, что живой басист может это повторить. Я не знаю, правы они или нет, но факт, что это делает маленькая коробочка.
Filter:
Это конечно же ещё не всё.
Фильтр ТВ-303 рассчитан на резонансный Lowpass 18 db/ oct. Резонанс управляет осциллатором, но сам не осциллируется. В отношении фильтра у меня просто не хватает слов восхищения, настолько это мощная штука!!! 18 db/oct больше нигде не используется - в других синтезаторах используется стандарт 12db/oct-24db/oct Lowpass Filter. Фильтр в 303-м контролирует Cut Off, Decay, Envmod и Accent-контроллеры. ТВ-303 «Acid Machine», не востребованный в далеких восьмидесятых годах, но все-таки возрожденный в девяностых, жив до сих пор и пользуется огромной популярностью, и если составлять список музыкантов, использующих ТВ-303, мне кажется, для этого понадобится отдельная статья.
Суть такова.
Выходит, парадокса и нет.
Получен интересный результат. Очевидно.
SPECIFICATIONS ROLAND TB-303
Загадка решена.
RAM-карты: Nec's µPD-444C CMOS RAM, 1024 x 4 Bit Static. CPU тип: Nec's µPD-650C-133, 4-bit микрокомпьютер. (133=Roland's ID встроенный фирменный Rom-код). Размеры: 300 мм (длина) x148 мм (ширина) x 55 мм (высота). Вес: 1 кг. Охват звука: 3 октавы (4 октавы в Треке). Tone control: Cutoff Frequency, Resonance, Envelope Modulation, Decay, Accent, Waveform (Saw/Square). Скорость: от 40 до 300 BPM. Память: 64 программы x 7 TRACKS (256 программ-максимум). Входы: Main (Regular Jack, Impedance 10Kohm) - Headphones (Stereo Jack, Impedance 8 ohm-30 ohm). CV/GATE Out: Mini-Jacks (CV: [= +1V | - +5V], 1 volt/octave / GATE: [OFF 0V | ON +12V]). Sync24: Синхронизация с TR-606, CR-8000, NOVATION DRUMSTATION, ... Mix in: Regular Jack, Impedance 100 Kohm. Питание: Battery - 6V (1.5V x 4). AC adaptator 9V. А в заключение статьи я хотел бы немного рассказать о динамической обработке звука. Итак, начнем.
Такова суть.
Вот собственно всё по этому поводу. Доподлинно известно.
Синтезаторы синтезируют звук. Семплеры его семплируют. Процессоры эффектов осуществляют процесс эффектирования. Синхронизаторы синхронизируют, генераторы генерируют, магнитофоны записывают и воспроизводят. В общем, все заняты своим делом. Что при этом делают устройства динамической обработки? А они обрабатывают звук динамически. Мы рассмотрим два типа устройств, изменяющих динамический диапазон (компрессоры-лимитеры ) и один тип, снижающий посторонние шумы (нойс-гейты, называемые по науке «устройствами порогового шумоподавления»). Динамический диапазон - это разница между самым громким и самым тихим звуком. Теоретически, чем динамический диапазон больше, тем лучше. Но на практике некоторое его сокращение бывает очень полезным.
Очевидно.
Суть в этом. Так выходит. Компрессор/Лимитер
Проясним вот что.
Компрессор сокращает динамический диапазон, автоматически уменьшая громкость звука после того, как она превысит определенный уровень. Этот уровень называется «пороговым» (threshold). Насколько снижается громкость, определяется установкой параметра «степень компрессии» (ratio). Если степень компрессии установлена как «1:1», ничего не происходит. При установке степени «2:1» уровень звука после компрессии превышает пороговый на величину, в два раза меньшую, чем до компрессии. Например, пороговый уровень установлен на величине 2 дБ. Пока громкость звука не превышает эту величину, ничего не происходит. Когда звук достигает величины 4 дБ, компрессор срабатывает, и на выходе получается звук с громкостью 3 дБ (уровень превысил пороговый на 2дБ, степень компрессии установлена 2:1). Существует два способа работы компрессора - «жесткий» (hard-knee) и «мягкий» (soft-knee).
Таков результат. Получается, что.
Вот собственно и всё. Жесткая компрессия означает, что как только сигнал превышает порог, производится снижение громкости, установленное параметром степени компрессии. При мягкой компрессии звук, слегка превышающий порог, компрессируется в меньшей степени, чем тот, чья громкость больше. Некоторые компрессоры имеют переключатель Peak/RMS. Установка «Peak» означает, что компрессор срабатывает в любом случае, когда уровень сигнала превышает пороговый. «RMS» значит, что отдельные «выбросы» сигнала не привлекают внимания компрессора и только когда средний уровень превышает пороговый, устройство начинает свою работу. Ручка Attack Time (Время атаки) определяет, как быстро после превышения порога начнет осуществляться компрессия. Ручка Release Time (Время восстановления) устанавливает, через какое время после падения уровня звука ниже порогового компрессор вернется к отношению 1:1. Hold Time устанавливает минимальное время работы компрессора. На многих моделях некоторые или же все из этих ручек управления отсутствуют. В таком случае параметры обычно устанавливаются автоматически. Регулятор же выходного уровня есть почти всегда. В случае с компрессорами он имеет особый смысл. Не забудьте, что в процессе работы компрессор уменьшает уровень сигнала, то есть звук становится тише. Так что необходимо компенсировать потери (регулятор выходного уровня также называют «регулятор компенсации уровня»). При этом тихие звуки (шумы, например) становятся громче.
Я хочу сказать вот что.
Головоломка решена. Так выходит.
Загадка в том. Если ваш компрессор состоит из двух каналов, то наверняка на нем есть кнопка с названием «stereo link», «slave» или что-нибудь в этом роде. Она используется для превращения двухканального компрессора в стереокомпрессор. При этом некоторые параметры устанавливаются ручками левого канала для обоих каналов, что способствует сохранению общей стереокартины. При компрессировании стереосигнала в подавляющем большинстве случаев необходимо включать эту функцию.
Дальше интереснее.
:-). Самое главное. Гейт
Продоолжая начатое.
Раскрываем суть. Это устройство работает так: как только уровень звука становится меньше порогового, прохождение сигнала прекращается. Полная тишина. Используется для подавления шума в паузах. На некоторых моделях можно сделать так, чтобы звук не прекращался полностью при достижении порогового уровня, а медленно затухал. Для этого имеется регулятор Decay (Спад), которым и устанавливается степень затухания. Гейт может быть частотно зависимым и может работать в режиме побочной цепи. Последнее позволяет создание довольно странных звуковых эффектов, например управление звуком гитары от звука хета. У нас с вами возможности получить 303 конечно же нет, поэтому давайте вспомним, какие клоны и эмуляторы есть в настоящее время. Назовем имена, может кто-то и встретит что-то знакомое — NOVATION BassStation, DOEPFER MS-404, BRAINTEC TRANSISTOR BASS 3, CONTROL SYNTHESIS DEEP BASS 9, SYNTECHNO TEE-BEE MK3, WILL SYSTEMS MAB-303, MAM MB-33, FREE FORMS ANALOG TECHNOLOGIES FB-383, STUDIO Electronic ATC-1, PAIA FATMAN, QUASIMIDI Rave-O-LUTION 309, TBS-303, ROLAND MC-303, FUTURERETRO 777. Некоторые старые аналоговые синтезаторы тоже могут воспроизводить кислотные звуки, это могут сделать — ROLAND MC-202, ROLAND SH-10, ROLAND JUNO SERIE (6, 60 и 106), YAMAHA CS-30, CS-20, CS-15, и еще некоторые. Есть программы, эмулирующие TB303. Рассмотрим такие для PC — REBIRTH, RUBBERDUCK, 303 EMULATOR, VIRTUAL WAVE 2, GB-303 V7, AUDIO ARCHITECT, WAVECRAFT / WAVECRAFT LITE, SEQ-303 (и многие другие, так как даже в Stompler'е можно создать некоторые кислые эффекты!)... Итак, вы захотели написать кислотный трек. Я посоветую использовать REBIRTH, этот эмулятор имеет точно такой же принцип работы, похожий звук, похожий контроль над звуком + еще один встроенный эмулятор не менее известного электронного чуда от Roland — TR909 (TR — Transistor Rhythm) — самой популярной драм-машины электронной музыки. TR-909 - драм-машина, продюсирующая очень тяжелые и классические дэнс-биты. Особо востребованные и использующиеся звуки - это bass drum, hotcick и множество прекрасных claps, но о ней уже в другой статье. В статье использованы материалы сайта trackers.fmf.ru
|